Шаг четвертый. Внедрить статистику.
Итак, мы назвали продукты, которые производятся в каждом подразделении компании. Это само по себе уже убрало большую долю хаоса. Сотрудники точно знают, что они производят, руководители точно знают, что они требуют с сотрудников.

Но мы хотим отслеживать динамику – сколько продукта произведено на этой неделе, сколько было произведено на прошлой, сколько на позапрошлой. Для этого продукт нужно измерять. Назовём численный показатель, с помощью которого мы измеряем продукт, «статистикой». И будем считать её каждую неделю. Статистика может считаться в рублях, штуках, баллах, процентах выполненных пунктов чек-листа.
Примеры:

Продукт отдела продаж – доход организации, статистика – сумма выручки за неделю.

Продукт транспортного отдела – вовремя доставленные грузы, статистика – количество тонн груза, вовремя доставленного в течение недели. Где-то более актуальной будет статистика «тонно-километры».

Продукт отдела маркетинга – потенциальные покупатели, которые проявили интерес к товарам или услугам компании, статистика – количество лидов.

Продукт отдела информирования клиентов банка – клиенты банка, быстро получившие информацию по интересовавшему их вопросу, статистика – количество обслуженных клиентов, поставивших оценку «хорошо».

Мы хотим, чтобы наш бизнес расширялся, значит, статистика должна расти. Расширение – единственный способ выжить, потому что в природе ничего не остаётся неизменным. Если что-то не увеличивается, значит, оно уменьшается. «Стабильность», когда показатели вроде бы остаются на том же уровне, - это оптический обман! Если ваша компания приносит вам прибыли в этом году примерно столько же, сколько приносила в прошлом, то это явный признак того, что вы идёте ко дну. «Стабильно» тонете!

Статистики можно наглядно изобразить в виде графиков и использовать их для анализа. Этот инструмент позволяет заметить проблему еще «на дальних подступах», и справиться с ней до того, как ситуация ударит по доходу.

Например, генеральный директор смотрит на графики статистик подразделений компании. Все графики вывешены на стене для удобства анализа. Он видит, что статистика валового дохода уверенно идет вверх. Объем производства также растет. Но статистика подразделения, отвечающего за качество, пошла вниз. Это означает, что увеличилось количество недовольных клиентов. Если на это вовремя не среагировать, то вскоре упадут продажи. Но если у руководителя нет такого инструмента, как статистики (и это включает в себя графики), то ему очень сложно, во-первых, увидеть начало неблагоприятной тенденции, а во-вторых, увидеть причину этого. Когда ситуация будет видна «невооруженным глазом», т. е. без всяких статистик, это означает, что она зашла уже слишком далеко и для ее исправления потребуются огромные усилия.

Вся фишка в том, чтобы иметь графики перед глазами. Самый удобный способ отображения – по-прежнему, дедовский: не на экране компьютера, а в виде распечатанных графиков на листах А4 на стене. У каждого подразделения несколько ключевых статистик. Соответственно, для каждого подразделения будет несколько листов А4 один под другим. Соседняя колонка – следующее подразделение, и так для всей организации. Еженедельно графики обновляются.
Когда у вас есть такой инструмент, вы управляете компанией уже не вслепую. Вы видите тренды, зависимости, можете прогнозировать. Вы не прозеваете неожиданного взлёта или падения какой-нибудь статистики, особенно если это не финансы. И, как минимум, выясните, что повлияло на это изменение.

В идеале, у каждого сотрудника должен быть график его статистики. И такие компании есть! Очень удобно принимать решения по персоналу, когда вы можете посмотреть на статистику. Кого премировать, кому дать приоритет в выборе времени отпуска, кого назначить на более высокую должность – конечно, более продуктивного, у кого статистика растёт! Решения становятся более объективными, а у сотрудников меньше обид – они так же, как и вы, видят, у кого какие статистики. Здесь уже пиарь себя – не пиарь, статистика всё показывает.

У компании, в которой внедрено управление на основе статистик, конечно же, есть мощное преимущество перед конкурентами. Она меньшими усилиями может достигать более высоких результатов. Каждый сотрудник в такой компании «на виду», система мотивации поощряет растущие статистики, сами сотрудники уже не мирятся с лодырями, потому что видят, как работа коллег влияет на их собственную статистику, а значит, и зарплату.

На модуле «Базовый Тренинг Руководителя» в Альянсе Стратег вы осваиваете этот инструмент управления в числе других. И у вашей компании появляется реактивный ускоритель!
Хотите узнать как собственнику выстроить системный бизнес, выйти
из оперативного управления и увеличить доход?
Made on
Tilda